РП ООО Я гражданин России 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №149

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МАОУ СОШ
№149 (протокол № 1 от 29.08.2025)

Приказом МАОУ СОШ № 149
от 29.08.2025 № 125

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
учебного курса «Я — гражданин России»
для обучающихся 5-9 классов

Екатеринбург 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” разработана на основе:
 Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 2, 12.1, 41, 44);
 Программа воспитания Минпросвещения РФ;
 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025);
 Конституция Российской Федерации;
 Устав и Программа воспитания школы;
 Локальные акты о защите персональных данных;
 Приказы Минпросвещения РФ № 170 и № 171 от 04.03.2025 (в части интеграции мигрантов).
Рабочая программа «Я Гражданин России» является внеурочной деятельностью начального
общего образования МАОУ СОШ № 149. Программа адресована обучающимся 2- 4 классов,
рассчитана на изучение материала 2 года, отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Программа «Я – гражданин России» направлена на формирование таких личностных результатов, как
гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Данная программа направлена на
вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях,
разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных,
общественных проблем. В программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с
психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав
человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение),
самосознанием и самоопределением.

Актуальность
В современном образовательном пространстве школы отмечается значительное количество
обучающихся из семей мигрантов. В связи с этим возникает острая необходимость в формировании
уважительного отношения к России, её законам и традициям, а также в развитии у учащихся
осознания себя частью многонационального народа Российской Федерации. Программа направлена
на социальную адаптацию и интеграцию обучающихся, развитие интереса к гражданской
идентичности и активное включение в жизнь школы и города.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание и социальная интеграция обучающихся, для которых
русский язык не является родным, создание условий для формирования личности гражданина России
с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и
поведения. Достижение цели осуществляется через знакомство с государственными символами и
традициями России, правовыми нормами, основами безопасного поведения, а также через участие в
волонтёрской деятельности и социальных проектах.

Задачи:
 Обеспечение адаптации обучающихся через создание комфортной психологической
атмосферы, разработку понятной системы ориентиров в школьной и городской среде,
применение адаптированных языковых материалов с учётом уровня владения русским языком;
 Формирование гражданско-патриотической позиции путём изучения государственной
символики РФ, освоения основных положений Конституции в соответствии с возрастными
особенностями, понимания собственных прав и обязанностей как гражданина, приобщения к
культурным традициям региона проживания и развития уважения к историческому наследию
страны;
 Развитие межкультурной коммуникации посредством организации диалога между
представителями различных культур, формирования толерантного отношения к культурным
различиям, профилактики конфликтных ситуаций и противодействия проявлениям
ксенофобии;
 Реализация проектной деятельности через вовлечение обучающихся в волонтёрское движение,
совет обучающихся, участие в инициативах «Движения Первых», организацию и проведение
социально значимых школьных акций и мероприятий;
 Организация работы с семьями обучающихся путём создания системы информационнометодического сопровождения для родителей на доступном языке, проведения совместных
культурно-образовательных мероприятий, обеспечения при необходимости услуг
профессионального переводчика.

Организация образовательного процесса
 Режим занятий: 1 час в неделю, 34 учебные недели;
 Состав группы: 10–20 человек;
 Ответственный: советник директора по воспитанию/учитель;
 Взаимодействие: классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, ДОО/РДДМ,
музеи, библиотеки, патриотические организации.
Система оценивания
Программа реализуется без выставления отметок. Оценивание осуществляется по следующим
критериям:
 посещаемость занятий;
 активность участия;
 участие в организации патриотически значимых мероприятий в школе;
 формирование индивидуального «Портфеля гражданина» (карточки с символами, правила,
проекты);
Итоговый контроль включает защиту мини-проекта и рефлексию.

Обеспечение безопасности и защита персональных данных
 Фото- и видеосъёмка проводится только при наличии согласия участников;
 Персональные данные не размещаются в открытом доступе;
 Все выезды осуществляются на основании соответствующих приказов и согласий родителей.

Ожидаемые результаты программы


Гражданская идентичность: осознание себя гражданином России, формирование чувства
сопричастности к судьбе страны, понимание своей этнической принадлежности;



Патриотическое сознание: развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю,
уважение к государственным символам и традициям;



Социальная ответственность: понимание личной ответственности за общее благополучие,
готовность к участию в общественной жизни;



Толерантность: формирование уважительного отношения к культурным традициям разных
народов России, развитие навыков межкультурной коммуникации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса

5 класс (34 часа)
Я сам. 7ч. Режим дня. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Письмо самому себе. Выбор пути
достижения жизненного успеха Человек будущего.
Я и моя семья. 7ч. Я и моя семья. Семейный альбом. Моя родословная. Мои домашние обязанности.
Мой счастливый день с семьей. Родословная. Мой папа – солдат. Профессии родителей.
Я и моя школа. 7ч.. Мой лучший друг. Ты знаешь – я рядом. Законы класса. Школьные традиции.
Открыты двери школьного музея. Ты знаешь – я рядом.
Я и мой город. 6ч. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Исторические места.
Краеведческий музей. Конкурс проектов: Памятники города. Экскурсии по городу, культпоходы в
учреждения культуры.
Я и мое Отечество. 7ч. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые
годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области,
города.

6 класс (34 часа)

Я живу в России. 7ч. Наша Родина – Россия. Государственное устройство нашей страны.
Государственные символы России. Что такое символика. Государственный российский герб, флаг, гимн.
Международный день мира. История праздника. Путешествие в страну Законию. Ты и закон.
Я и моя семья.7ч. История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих
предков. Дом, в котором мы живём.
Я и культура. 7ч. Русские композиторы и художники о Родине. «Иной здесь видится Россия…». Песни о
земле русской. Духовно-нравственные идеалы в художественных произведениях. Конкурс сочинений “Я
был в театре”.
Я и мое Отечество. 7ч. Героические страницы истории России. Акция «Ветеран живет рядом». Награды
Отечества. Ордена и медали. В моей семье живет герой. Плакаты о мире. Просмотр и обсуждение
фильма патриотической тематики.
Я и планета Земля. 6ч. Береги природу. Природа – наш дом. Природа нашего края. Диагностика
состояния и развития экологической культуры обучающихся.

7 класс (34 часа)
Я гражданин России. 7ч. Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Мы все такие
разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Страна, в которой мы живём. Кто такой гражданин.
Конституция - основной закон Российской Федерации. Понятие “страна” и “государство”.
Я и моя семья.7ч. Семейные реликвии. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди.
Я и культура. 7ч. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Будьте
добрыми, человечными. Праздники и традиции. Русские пословицы и поговорки. Народный фольклор.
Я и мое Отечество. 7ч. Флаги России. Они сражались за Родину. Дети войны. Город, в котором я живу.
Наш край. Дорогая моя столица. Мой дворик.
Я и планета Земля. 6ч. Вселенная. Судьба Земли – наша судьба. Животные из Красной книги. Растения
из Красной книги. Экология природы - экология души. Мы в ответе за тех, кого приручили.

8 класс (34 часа)
Я живу в России.7ч. Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Россия –
многонациональное государство. Воспитание толерантности. Терпимость – путь к миру. Государство на
страже закона, прав и свобод граждан. Может ли человечество жить без войн? Правонарушения и
юридическая ответственность.
Я, моя семья и школа. 7 ч. Тест «Познай себя». Мир моих интересов. Забота о родителях – дело совести
каждого. Наша домашняя коллекция. Дружба и предательство. Портрет идеального друга. Школа – наш
второй дом. Зачем нужно учиться в школе.
Я и культура. 7ч. День пожилого человека. Как научиться разговаривать с людьми. Добро пожаловать в
театр. Правила хорошего тона. Мой любимый музей. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный
калейдоскоп «Угадай мелодию».
Я и мое Отечество. 7ч. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. . Есть такая профессия
– Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Города – герои.
Книга памяти.
Я и планета Земля. 6ч. Загадки окружающего мира. Семь чудес света. Я - житель планеты Земля.
Берегите природу. Загадки окружающего мира. Мы вместе.

9 класс (34 часа)

Я живу в России.7ч. Самоопределение, как гражданина России. Конституция Российской федерации.
Правонарушения и юридическая ответственность. Права человека и порядок в обществе. Правила
поведения в обществе. Что такое этикет? День хороших манер в школе.
Я и традиции России. 7 ч. Что такое – традиция? Сохранение традиций страны на государственном
уровне. Традиции разных народов России. Традиционные праздники. Такие разные праздники субъектов
Российской федерации. Традиционные семейные ценности. Презентация: любимый праздник моей
семьи.
Я и культура. 7ч. Мир праздника, как культурный пласт в России. Культура поведения на праздниках.
Государственные праздники. Народные праздники. Семейные праздники. Значимые даты в истории
России. Проведение традиционного школьного праздника.
Я и моя профессия. 7ч. Зачем нужна профессия? Заслуженные деятели России. Выбор дальнейшего
жизненного пути. Деловой этикет. Карьерный рост в профессии. Трудовой кодекс РФ. Знакомство с
профессией родителей.
Я и мое Отечество. 6ч. Воинская обязанность в России. Герои России. Что такое подвиг? Дни памяти
великих побед в истории России. Традиции чествования побед в России. Великий день для Отечества
(ВОВ).

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№п\п

Количество
часов

Тема (раздел)
Я сам.

1

Режим дня школьника.

1

2

Мир моих увлечений.

1

3

Я, как гражданин Великой страны.

1

4

Мои права и обязанности.

1

5

Письмо самому себе.

1

6

Психологическое тестирование на тему: Выбор
пути достижения жизненного успеха.

1

7

Проект «Я в будущем».

1
Я и моя семья.

1

Я и моя семья. Фотографии из семейного
альбома.

1

2

Составление родословного древа: Моя
родословная.

1

3

Мои домашние обязанности.

1

4

Конкурс рисунков: Герб моей семьи

1

5

Диалог: Мой папа – солдат. Примеры проявлений
патриотизма на примере ближайших
родственников

1

Дата

6

Здесь работают мои родители.

1

7

Игра: Счастливая семья

1
Я и моя школа.

1

Настоящий друг, кто он?

1

2

Игра: Помощь друга

1

3

Законы класса.

1

4

Сила единства.

1

5

Школа вежливости.

1

6

Экскурсия в школьный музей.

1

7

Игра: Цепочка помощи.

1
Я и мой город.

1

История моего города.

1

2

Достопримечательности моего города.

1

3

Наш краеведческий музей (посещение).

1

4

Знаменитые люди моего города (проект).

1

5

История моей улицы.

1

6

Конкурс проектов: Памятники моего города.

1

Я и мое Отечество.
1

Что ты знаешь об истории земли русской?

1

2

Наши традиции.

1

3

Поклон тебе, солдат России!

1

4

Маленькие герои большой войны.

1

5

Они прославили Родину.

1

6

Символика страны, области, города.

1

7

Акция: ветеран живет рядом.

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество
часов

Я живу в России.
1

Наша Родина – Россия.

1

2

Конкурс сочинений: «Разговор с Родиной».

1

3

Марафон «День героев Отечества»

1

Дата

4

Государственное устройство нашей страны.

1

5

Государственные символы России.

1

6

Интеллектуальная игра «Я гражданин России!»

1

7

Международный день мира.

1
Я и моя семья.

1

Мама, папа, я – дружная семья.

1

2

Судьба моего родственника.

1

3

Конкурс рисунков: Дом, в котором мы живём.

1

4

Профессии моих предков.

1

5

Об отце говорю с уважением.

1

6

Фотовыставка «Я и моя семья».

1

7

Мама, мамочка, мамуля (праздник для мам).

1

Я и культура.
1

Что такое культура и зачем она нужна.

1

2

Русские композиторы о защитниках Родины.

1

3

Русская земля на полотнах художников.

1

4

Поэты и писатели нашего города.

1

5

Песни о земле русской.

1

6

Конкурс чтецов: «Стихи о родине».

1

7

Конкурс сочинений “Я был в театре”.

1

Я и мое Отечество.
1

Героические страницы истории России.

1

2

След Великой Отечественной войны в жизни
родного края.

1

3

В моей семье живет герой.

1

4

Открытка ветерану.

1

5

Ордена и медали.

1

6

Конкурс сочинений «Могу ли я стать героем?»

1

7

Просмотр фильма: «Судьба человека».

1

Я и планета Земля.
1

Природа – наш дом.

1

2

Учимся бережно относиться к природе.
Диагностика.

1

3

Конкурс рисунков: Береги природу.

1

4

День добрых волшебников.

1

5

Природа нашего края.

1

6

Конкурс плакатов: «Моя Земля».

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество
часов

Я живу в России.
1

Для чего я рожден?

1

2

Мы все такие разные.

1

3

Что означает «быть гражданином»?

1

4

Понятие “страна” и “государство”.

1

5

Конституция - основной закон Российской
Федерации.

1

6

Конкурс рисунков: «Отчего так в России березы
шумят?»

1

7

Люблю тебя, Россия (презентации).

1

Я и моя семья.
1

В гостях у предков.

1

2

Пожилые люди – мудрые люди.

1

3

Откуда я родом.

1

4

Почему меня так назвали. История моего имени.

1

5

Что такое хорошо, а что такое плохо.

1

6

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

1

7

Бабушкины советы.

1
Я и культура.

1

Люблю тебя, моя Россия.

1

2

Конкурс проектов: «Богатыри земли Русской».

1

3

Будьте добрыми, человечными!

1

4

Конкурс на знание русских пословиц и поговорок.

1

5

Праздники и традиции России.

1

6

Мои любимые книги.

1

7

Игра «Конкурс эрудитов».

1
Я и мое Отечество.

Дата

1

Флаги России.

1

2

Дорогая моя столица.

1

3

Они сражались за Родину.

1

4

Дети войны.

1

5

Игра: «Знатоки истории».

1

6

Город, в котором я живу. Фотовыставка

1

7

Мой дворик.

1
Я и планета Земля.

1

Судьба Земли – наша судьба.

1

2

Животные из Красной книги.

1

3

Растения из Красной книги.

1

4

Экология природы - экология души.

1

5

Прессконференция «Мы в ответе за тех, кого
приручили».

1

6

Наша Вселенная.

1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество
часов

Я живу в России.
1

Россия – многонациональное государство.

1

2

Воспитание толерантности. Терпимость – путь к
миру.

1

3

Может ли человечество жить без войн?

1

4

Государство на страже закона, прав и свобод
граждан.

1

5

Письмо самому себе.

1

6

Правила счастливого человека.

1

7

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

Я, моя семья и школа.
1

Мир моих интересов.

1

2

Тест «Познай себя».

1

3

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

4

Наша домашняя коллекция.

1

5

Дружба и предательство.

1

Дата

6

Проект: «Портрет идеального друга».

1

7

Школа – наш второй дом.

1
Я и культура.

1

День пожилого человека.

1

2

Как научиться разговаривать с людьми.

1

3

Добро пожаловать в театр.

1

4

Правила хорошего тона.

1

5

Мой любимый музей.

1

6

О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

7

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

1

Я и мое Отечество.
1

Поговорим о толерантности.

1

2

Геральдика – наука о гербах.

1

3

Есть такая профессия – Родину защищать.

1

4

О подвигах женщин в военное время.

1

5

Победа деда – моя победа.

1

6

Города – герои.

1

7

Книга памяти.

1
Я и планета Земля.

1

Загадки окружающего мира.

1

2

Семь чудес света.

1

3

Я - житель планеты Земля.

1

4

Конкурс плакатов: «Берегите природу».

1

5

Загадки окружающего мира.

1

6

Деловая игра: «Мы вместе».

1

Календарно-тематическое планирование класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество
часов

Я живу в России.
1

Самоопределение, как гражданина России.

1

2

Конституция Российской федерации.

1

Дата

3

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

4

Права человека и порядок в обществе.

1

5

Правила поведения в обществе.

1

6

Что такое этикет?

1

7

День хороших манер в школе.

1

Я и традиции России.
1

Что такое – традиция?

1

2

Сохранение традиций страны на государственном
уровне.

1

3

Традиции разных народов России.

1

4

Традиционные праздники.

1

5

Такие разные праздники субъектов Российской
федерации.

1

6

Традиционные семейные ценности.

1

7

Презентация: любимый праздник моей семьи.

1

Я и культура.
1

Мир праздника, как культурный пласт в России

1

2

Культура поведения на праздниках.

1

3

Государственные праздники.

1

4

Народные праздники.

1

5

Семейные праздники.

1

6

Значимые даты в истории России.

1

7

Проведение традиционного школьного праздника.

1

Я и моя профессия
1

Зачем нужна профессия?

1

2

Заслуженные деятели России.

1

3

Выбор дальнейшего жизненного пути.

1

4

Деловой этикет.

1

5

Карьерный рост в профессии.

1

6

Трудовой кодекс РФ.

1

7

Знакомство с профессией родителей.

1

Я и мое Отечество.
1

Воинская обязанность в России

1

.

2

Герои России.

1

3

Что такое подвиг?

1

4

Дни памяти великих побед в истории России.

1

5

Традиции чествования побед в России

1

6

Великий день для Отечества (ВОВ).

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».