МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №149
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом МАОУ СОШ
№149 (протокол № 1 от 29.08.2025)
Приказом МАОУ СОШ № 149
от 29.08.2025 № 125
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
учебного курса «Я — гражданин России»
для обучающихся 5-9 классов
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” разработана на основе:
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 2, 12.1, 41, 44);
Программа воспитания Минпросвещения РФ;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025);
Конституция Российской Федерации;
Устав и Программа воспитания школы;
Локальные акты о защите персональных данных;
Приказы Минпросвещения РФ № 170 и № 171 от 04.03.2025 (в части интеграции мигрантов).
Рабочая программа «Я Гражданин России» является внеурочной деятельностью начального
общего образования МАОУ СОШ № 149. Программа адресована обучающимся 2- 4 классов,
рассчитана на изучение материала 2 года, отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Программа «Я – гражданин России» направлена на формирование таких личностных результатов, как
гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Данная программа направлена на
вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях,
разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных,
общественных проблем. В программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с
психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав
человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение),
самосознанием и самоопределением.
Актуальность
В современном образовательном пространстве школы отмечается значительное количество
обучающихся из семей мигрантов. В связи с этим возникает острая необходимость в формировании
уважительного отношения к России, её законам и традициям, а также в развитии у учащихся
осознания себя частью многонационального народа Российской Федерации. Программа направлена
на социальную адаптацию и интеграцию обучающихся, развитие интереса к гражданской
идентичности и активное включение в жизнь школы и города.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание и социальная интеграция обучающихся, для которых
русский язык не является родным, создание условий для формирования личности гражданина России
с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и
поведения. Достижение цели осуществляется через знакомство с государственными символами и
традициями России, правовыми нормами, основами безопасного поведения, а также через участие в
волонтёрской деятельности и социальных проектах.
Задачи:
Обеспечение адаптации обучающихся через создание комфортной психологической
атмосферы, разработку понятной системы ориентиров в школьной и городской среде,
применение адаптированных языковых материалов с учётом уровня владения русским языком;
Формирование гражданско-патриотической позиции путём изучения государственной
символики РФ, освоения основных положений Конституции в соответствии с возрастными
особенностями, понимания собственных прав и обязанностей как гражданина, приобщения к
культурным традициям региона проживания и развития уважения к историческому наследию
страны;
Развитие межкультурной коммуникации посредством организации диалога между
представителями различных культур, формирования толерантного отношения к культурным
различиям, профилактики конфликтных ситуаций и противодействия проявлениям
ксенофобии;
Реализация проектной деятельности через вовлечение обучающихся в волонтёрское движение,
совет обучающихся, участие в инициативах «Движения Первых», организацию и проведение
социально значимых школьных акций и мероприятий;
Организация работы с семьями обучающихся путём создания системы информационнометодического сопровождения для родителей на доступном языке, проведения совместных
культурно-образовательных мероприятий, обеспечения при необходимости услуг
профессионального переводчика.
Организация образовательного процесса
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 учебные недели;
Состав группы: 10–20 человек;
Ответственный: советник директора по воспитанию/учитель;
Взаимодействие: классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, ДОО/РДДМ,
музеи, библиотеки, патриотические организации.
Система оценивания
Программа реализуется без выставления отметок. Оценивание осуществляется по следующим
критериям:
посещаемость занятий;
активность участия;
участие в организации патриотически значимых мероприятий в школе;
формирование индивидуального «Портфеля гражданина» (карточки с символами, правила,
проекты);
Итоговый контроль включает защиту мини-проекта и рефлексию.
Обеспечение безопасности и защита персональных данных
Фото- и видеосъёмка проводится только при наличии согласия участников;
Персональные данные не размещаются в открытом доступе;
Все выезды осуществляются на основании соответствующих приказов и согласий родителей.
Ожидаемые результаты программы
Гражданская идентичность: осознание себя гражданином России, формирование чувства
сопричастности к судьбе страны, понимание своей этнической принадлежности;
Патриотическое сознание: развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю,
уважение к государственным символам и традициям;
Социальная ответственность: понимание личной ответственности за общее благополучие,
готовность к участию в общественной жизни;
Толерантность: формирование уважительного отношения к культурным традициям разных
народов России, развитие навыков межкультурной коммуникации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса
5 класс (34 часа)
Я сам. 7ч. Режим дня. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Письмо самому себе. Выбор пути
достижения жизненного успеха Человек будущего.
Я и моя семья. 7ч. Я и моя семья. Семейный альбом. Моя родословная. Мои домашние обязанности.
Мой счастливый день с семьей. Родословная. Мой папа – солдат. Профессии родителей.
Я и моя школа. 7ч.. Мой лучший друг. Ты знаешь – я рядом. Законы класса. Школьные традиции.
Открыты двери школьного музея. Ты знаешь – я рядом.
Я и мой город. 6ч. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Исторические места.
Краеведческий музей. Конкурс проектов: Памятники города. Экскурсии по городу, культпоходы в
учреждения культуры.
Я и мое Отечество. 7ч. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые
годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области,
города.
6 класс (34 часа)
Я живу в России. 7ч. Наша Родина – Россия. Государственное устройство нашей страны.
Государственные символы России. Что такое символика. Государственный российский герб, флаг, гимн.
Международный день мира. История праздника. Путешествие в страну Законию. Ты и закон.
Я и моя семья.7ч. История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих
предков. Дом, в котором мы живём.
Я и культура. 7ч. Русские композиторы и художники о Родине. «Иной здесь видится Россия…». Песни о
земле русской. Духовно-нравственные идеалы в художественных произведениях. Конкурс сочинений “Я
был в театре”.
Я и мое Отечество. 7ч. Героические страницы истории России. Акция «Ветеран живет рядом». Награды
Отечества. Ордена и медали. В моей семье живет герой. Плакаты о мире. Просмотр и обсуждение
фильма патриотической тематики.
Я и планета Земля. 6ч. Береги природу. Природа – наш дом. Природа нашего края. Диагностика
состояния и развития экологической культуры обучающихся.
7 класс (34 часа)
Я гражданин России. 7ч. Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Мы все такие
разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Страна, в которой мы живём. Кто такой гражданин.
Конституция - основной закон Российской Федерации. Понятие “страна” и “государство”.
Я и моя семья.7ч. Семейные реликвии. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди.
Я и культура. 7ч. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Будьте
добрыми, человечными. Праздники и традиции. Русские пословицы и поговорки. Народный фольклор.
Я и мое Отечество. 7ч. Флаги России. Они сражались за Родину. Дети войны. Город, в котором я живу.
Наш край. Дорогая моя столица. Мой дворик.
Я и планета Земля. 6ч. Вселенная. Судьба Земли – наша судьба. Животные из Красной книги. Растения
из Красной книги. Экология природы - экология души. Мы в ответе за тех, кого приручили.
8 класс (34 часа)
Я живу в России.7ч. Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Россия –
многонациональное государство. Воспитание толерантности. Терпимость – путь к миру. Государство на
страже закона, прав и свобод граждан. Может ли человечество жить без войн? Правонарушения и
юридическая ответственность.
Я, моя семья и школа. 7 ч. Тест «Познай себя». Мир моих интересов. Забота о родителях – дело совести
каждого. Наша домашняя коллекция. Дружба и предательство. Портрет идеального друга. Школа – наш
второй дом. Зачем нужно учиться в школе.
Я и культура. 7ч. День пожилого человека. Как научиться разговаривать с людьми. Добро пожаловать в
театр. Правила хорошего тона. Мой любимый музей. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный
калейдоскоп «Угадай мелодию».
Я и мое Отечество. 7ч. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. . Есть такая профессия
– Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Города – герои.
Книга памяти.
Я и планета Земля. 6ч. Загадки окружающего мира. Семь чудес света. Я - житель планеты Земля.
Берегите природу. Загадки окружающего мира. Мы вместе.
9 класс (34 часа)
Я живу в России.7ч. Самоопределение, как гражданина России. Конституция Российской федерации.
Правонарушения и юридическая ответственность. Права человека и порядок в обществе. Правила
поведения в обществе. Что такое этикет? День хороших манер в школе.
Я и традиции России. 7 ч. Что такое – традиция? Сохранение традиций страны на государственном
уровне. Традиции разных народов России. Традиционные праздники. Такие разные праздники субъектов
Российской федерации. Традиционные семейные ценности. Презентация: любимый праздник моей
семьи.
Я и культура. 7ч. Мир праздника, как культурный пласт в России. Культура поведения на праздниках.
Государственные праздники. Народные праздники. Семейные праздники. Значимые даты в истории
России. Проведение традиционного школьного праздника.
Я и моя профессия. 7ч. Зачем нужна профессия? Заслуженные деятели России. Выбор дальнейшего
жизненного пути. Деловой этикет. Карьерный рост в профессии. Трудовой кодекс РФ. Знакомство с
профессией родителей.
Я и мое Отечество. 6ч. Воинская обязанность в России. Герои России. Что такое подвиг? Дни памяти
великих побед в истории России. Традиции чествования побед в России. Великий день для Отечества
(ВОВ).
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№п\п
Количество
часов
Тема (раздел)
Я сам.
1
Режим дня школьника.
1
2
Мир моих увлечений.
1
3
Я, как гражданин Великой страны.
1
4
Мои права и обязанности.
1
5
Письмо самому себе.
1
6
Психологическое тестирование на тему: Выбор
пути достижения жизненного успеха.
1
7
Проект «Я в будущем».
1
Я и моя семья.
1
Я и моя семья. Фотографии из семейного
альбома.
1
2
Составление родословного древа: Моя
родословная.
1
3
Мои домашние обязанности.
1
4
Конкурс рисунков: Герб моей семьи
1
5
Диалог: Мой папа – солдат. Примеры проявлений
патриотизма на примере ближайших
родственников
1
Дата
6
Здесь работают мои родители.
1
7
Игра: Счастливая семья
1
Я и моя школа.
1
Настоящий друг, кто он?
1
2
Игра: Помощь друга
1
3
Законы класса.
1
4
Сила единства.
1
5
Школа вежливости.
1
6
Экскурсия в школьный музей.
1
7
Игра: Цепочка помощи.
1
Я и мой город.
1
История моего города.
1
2
Достопримечательности моего города.
1
3
Наш краеведческий музей (посещение).
1
4
Знаменитые люди моего города (проект).
1
5
История моей улицы.
1
6
Конкурс проектов: Памятники моего города.
1
Я и мое Отечество.
1
Что ты знаешь об истории земли русской?
1
2
Наши традиции.
1
3
Поклон тебе, солдат России!
1
4
Маленькие герои большой войны.
1
5
Они прославили Родину.
1
6
Символика страны, области, города.
1
7
Акция: ветеран живет рядом.
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№п\п
Тема (раздел)
Количество
часов
Я живу в России.
1
Наша Родина – Россия.
1
2
Конкурс сочинений: «Разговор с Родиной».
1
3
Марафон «День героев Отечества»
1
Дата
4
Государственное устройство нашей страны.
1
5
Государственные символы России.
1
6
Интеллектуальная игра «Я гражданин России!»
1
7
Международный день мира.
1
Я и моя семья.
1
Мама, папа, я – дружная семья.
1
2
Судьба моего родственника.
1
3
Конкурс рисунков: Дом, в котором мы живём.
1
4
Профессии моих предков.
1
5
Об отце говорю с уважением.
1
6
Фотовыставка «Я и моя семья».
1
7
Мама, мамочка, мамуля (праздник для мам).
1
Я и культура.
1
Что такое культура и зачем она нужна.
1
2
Русские композиторы о защитниках Родины.
1
3
Русская земля на полотнах художников.
1
4
Поэты и писатели нашего города.
1
5
Песни о земле русской.
1
6
Конкурс чтецов: «Стихи о родине».
1
7
Конкурс сочинений “Я был в театре”.
1
Я и мое Отечество.
1
Героические страницы истории России.
1
2
След Великой Отечественной войны в жизни
родного края.
1
3
В моей семье живет герой.
1
4
Открытка ветерану.
1
5
Ордена и медали.
1
6
Конкурс сочинений «Могу ли я стать героем?»
1
7
Просмотр фильма: «Судьба человека».
1
Я и планета Земля.
1
Природа – наш дом.
1
2
Учимся бережно относиться к природе.
Диагностика.
1
3
Конкурс рисунков: Береги природу.
1
4
День добрых волшебников.
1
5
Природа нашего края.
1
6
Конкурс плакатов: «Моя Земля».
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№п\п
Тема (раздел)
Количество
часов
Я живу в России.
1
Для чего я рожден?
1
2
Мы все такие разные.
1
3
Что означает «быть гражданином»?
1
4
Понятие “страна” и “государство”.
1
5
Конституция - основной закон Российской
Федерации.
1
6
Конкурс рисунков: «Отчего так в России березы
шумят?»
1
7
Люблю тебя, Россия (презентации).
1
Я и моя семья.
1
В гостях у предков.
1
2
Пожилые люди – мудрые люди.
1
3
Откуда я родом.
1
4
Почему меня так назвали. История моего имени.
1
5
Что такое хорошо, а что такое плохо.
1
6
Что значит быть хорошим сыном и дочерью.
1
7
Бабушкины советы.
1
Я и культура.
1
Люблю тебя, моя Россия.
1
2
Конкурс проектов: «Богатыри земли Русской».
1
3
Будьте добрыми, человечными!
1
4
Конкурс на знание русских пословиц и поговорок.
1
5
Праздники и традиции России.
1
6
Мои любимые книги.
1
7
Игра «Конкурс эрудитов».
1
Я и мое Отечество.
Дата
1
Флаги России.
1
2
Дорогая моя столица.
1
3
Они сражались за Родину.
1
4
Дети войны.
1
5
Игра: «Знатоки истории».
1
6
Город, в котором я живу. Фотовыставка
1
7
Мой дворик.
1
Я и планета Земля.
1
Судьба Земли – наша судьба.
1
2
Животные из Красной книги.
1
3
Растения из Красной книги.
1
4
Экология природы - экология души.
1
5
Прессконференция «Мы в ответе за тех, кого
приручили».
1
6
Наша Вселенная.
1
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№п\п
Тема (раздел)
Количество
часов
Я живу в России.
1
Россия – многонациональное государство.
1
2
Воспитание толерантности. Терпимость – путь к
миру.
1
3
Может ли человечество жить без войн?
1
4
Государство на страже закона, прав и свобод
граждан.
1
5
Письмо самому себе.
1
6
Правила счастливого человека.
1
7
Правонарушения и юридическая ответственность.
1
Я, моя семья и школа.
1
Мир моих интересов.
1
2
Тест «Познай себя».
1
3
Забота о родителях – дело совести каждого.
1
4
Наша домашняя коллекция.
1
5
Дружба и предательство.
1
Дата
6
Проект: «Портрет идеального друга».
1
7
Школа – наш второй дом.
1
Я и культура.
1
День пожилого человека.
1
2
Как научиться разговаривать с людьми.
1
3
Добро пожаловать в театр.
1
4
Правила хорошего тона.
1
5
Мой любимый музей.
1
6
О красоте, моде и хорошем вкусе.
1
7
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
1
Я и мое Отечество.
1
Поговорим о толерантности.
1
2
Геральдика – наука о гербах.
1
3
Есть такая профессия – Родину защищать.
1
4
О подвигах женщин в военное время.
1
5
Победа деда – моя победа.
1
6
Города – герои.
1
7
Книга памяти.
1
Я и планета Земля.
1
Загадки окружающего мира.
1
2
Семь чудес света.
1
3
Я - житель планеты Земля.
1
4
Конкурс плакатов: «Берегите природу».
1
5
Загадки окружающего мира.
1
6
Деловая игра: «Мы вместе».
1
Календарно-тематическое планирование класс
№п\п
Тема (раздел)
Количество
часов
Я живу в России.
1
Самоопределение, как гражданина России.
1
2
Конституция Российской федерации.
1
Дата
3
Правонарушения и юридическая ответственность.
1
4
Права человека и порядок в обществе.
1
5
Правила поведения в обществе.
1
6
Что такое этикет?
1
7
День хороших манер в школе.
1
Я и традиции России.
1
Что такое – традиция?
1
2
Сохранение традиций страны на государственном
уровне.
1
3
Традиции разных народов России.
1
4
Традиционные праздники.
1
5
Такие разные праздники субъектов Российской
федерации.
1
6
Традиционные семейные ценности.
1
7
Презентация: любимый праздник моей семьи.
1
Я и культура.
1
Мир праздника, как культурный пласт в России
1
2
Культура поведения на праздниках.
1
3
Государственные праздники.
1
4
Народные праздники.
1
5
Семейные праздники.
1
6
Значимые даты в истории России.
1
7
Проведение традиционного школьного праздника.
1
Я и моя профессия
1
Зачем нужна профессия?
1
2
Заслуженные деятели России.
1
3
Выбор дальнейшего жизненного пути.
1
4
Деловой этикет.
1
5
Карьерный рост в профессии.
1
6
Трудовой кодекс РФ.
1
7
Знакомство с профессией родителей.
1
Я и мое Отечество.
1
Воинская обязанность в России
1
.
2
Герои России.
1
3
Что такое подвиг?
1
4
Дни памяти великих побед в истории России.
1
5
Традиции чествования побед в России
1
6
Великий день для Отечества (ВОВ).
1