Рабочая программа учебного предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России

Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная
школа №149.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
___________ Добычина О.А.
Приказ № 288 от 17.06.2022 г.

Рабочая программа учебного предмета
основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-6 классов

Екатеринбург, 2022

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это готовность к нравственному
саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные
качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с
ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей
многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей
стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности
к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли
человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и
историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания
участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые
успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

-

-













Универсальные учебные действия.
Познавательные:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и
в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения
учащиеся научатся:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.

СОДЕРЖАНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные
традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения
культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.

Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний
источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5.Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен:
священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой
Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей.
Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7.Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби ШнеурЗалман. А.И.
Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг
честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах,
произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как
нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед
Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в
воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания.
Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и
взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме,
христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской
Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие
христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности
православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И.
Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон,
Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Орловского края.
Священномученник Иоанн Кукша.
Православные монастыри и храмы Орловского края. Спасо-Преображенский Собор г.
Болхова: мощи св. Георгия Коссова.

Духовные места г. Орла. Свято-Введенский женский монастырь: чудотворная икона
Божией Матери Балыкинская. Троицкая церковь (усыпальница семьи Ермоловых). Храм
Богоявления: древняя чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Кафедральный Соборе во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Святыни: чтимая Ахтырская
икона Божией Матери, десница свт. Тихона Задонского.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XIIвв.). Ислам и
развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства.
Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья.
Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм.
Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного
наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя.
Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29.Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории
России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья
Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры
человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные
качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение.

Поурочное планирование учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» 5 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Тема урока
Величие многонациональной российской культуры
Величие многонациональной российской культуры
Человек - творец и носитель культуры
Законы нравственности - часть культуры общества
Повторение и обобщение знаний по теме "В мире культуры"
"Береги землю родимую как мать любимую"
Жизнь ратными подвигами полна
Жизнь ратными подвигами полна
В труде красота человека
Плод добрых трудов славен
Люди труда
Бережное отношение к природе
Семья - хранитель духовных ценностей
Семья - хранитель духовных ценностей
Семья - первый трудовой коллектив
Семейные ценности в разных религиях мира
Семеыные ценнсти в разных религиях мира
Урок обобщения и систематизации знаний
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси
Духовная православная музыка
Духовные святыни Орловского края
Культура ислама
Культура ислама
Культура иудаизма
Культура иудаизма
Культурные традиции буддизма
Повторение и обобщение знаний по теме "Нравственные ценности
российского народа"
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Хранить память предков
Повторение и обобщение знаний по теме "Как сохранить духовные
ценности"
Твое образование и интересы
Твоя культура поведения и нравственные качества
Диалог культур и поколений
Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский
Святой Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский
"Блестящий век" XVIII в. Святитель Тихон Задонский
Блестящий век XVIII в. Святитель Тихон Задонский
Святые XIX века
Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский
Святые XIX века, Святитель Филарет, митрополит Московский
Святые XIX века, Святитель Филарет, митрополит Московский
Великие старцы Оптиной Пустыни

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Великие старцы Оптиной Пустыни
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадский
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадский
Традиции Рождественского праздника
Царственные мученики
Царственные мученики
Новомученики и исповедники российские
Новомученики и исповедники российские
Новомученики и исповедники российские
Христианские мученики ГУЛАГа
Христианские мученики ГУЛАГа
Христианские мученики ГУЛАГа
Православная культура России свидетельствует
Православная культура России свидетельствует
Православная культура в жизни христиан
Православная культура в жизни христиан
Золотая цепь святых
Золотая цепь святых
Золотая цепь святых
Золотая цепь святых
"По святым местам родной земли"
По святым местам родной земли
Итоговое повторение и обобщение знаний по курсу Основы духовно нравственной культуры народов России

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Наименование раздела и тем
Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский
Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский
Святые 19 века.
Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский
Великие старцы Оптиной Пустыни
Великие старцы Оптиной Пустыни
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Резерв учителя. Проведение Рождественского праздника
Царственные мученики
Царственные мученики
Новомученики и Исповедники российские
Новомученики и Исповедники российские
Новомученики и Исповедники российские
Христианские мученики ГУЛАГа
Христианские мученики ГУЛАГа
Христианские мученики ГУЛАГа
Православная культура России свидетельствует
Православная культура России свидетельствует
Православная культура России свидетельствует
Православная культура в жизни христиан

Часы
учебноговремени
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Наименование раздела и тем
Православная культура в жизни христиан
Православная культура в жизни христиан
Золотая цепь святых
Золотая цепь святых
Золотая цепь святых
Золотая цепь святых
Резерв учителя. Экскурсии «По святым местам родной земли»
Резерв учителя. Экскурсии «По святым местам родной земли»
Итоговое повторение

Часы
учебноговремени
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».