Рабочая программа по музыке 6-8 класс

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
______________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 17.06.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Музыка
Уровень образования: Основное общее образование
6-8 класс

Разработчики:
Палкина Александра Андреевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету « Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития (далее -ЗПР) 6 -8 класса разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями), адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа № 9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»; авторской программы «Музыка»
В.В. Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011 год. для 6-8 классов общеобразовательных учреждений (М:Дрофа, 2011).
Объектами изучения в учебном процессе - являются музыкальные произведения в их жанровой и историко – культурной специфике.
Постижение произведений происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной,
направленной на освоение навыков активного слушания музыки, анализа музыкального произведения, формирования навыков вокального
пения, творческого мышления, последовательно формирующихся на уроках музыки.
Цели обучения предмету музыки, на этапе основного общего образования, является личностное развитие обучающихся, через формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Изучение музыки направлено на решение задач:
формирование устойчивого интереса к музыке, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему
народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах
творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших
произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в
синтетических видах творчества;
развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на
элементарных музыкальных инструментах).
В процессе изучения предмета «Музыка» создаются условия для:
- развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

- развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Музыка» являются:
 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
 совершенствование художественного вкуса;
 овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
 наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое
воображение;
 формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
 сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты для 6 класса по учебному предмету «Музыка» включают осваиваемые обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться).
Регулятивные:
 самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ
сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
 совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческохудожественной, исследовательской деятельности;
 саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке,
внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
 развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства,
участия в индивидуальных и коллективных проектах;
 сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Познавательные:
 стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных
жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;
 формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям
музыкальной культуры своего края, региона;
 расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской
деятельности;

 идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их
общности и различий;
 применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческо й
деятельности.
Коммуникативные:
 умение выражать свои мысли,
 разрешение конфликтов, постановка вопросов,
 проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования,
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Предметные результаты:
 определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии,
полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
 умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
 проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом,
 умение исполнять более сложные ритмические рисунки .
 расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических.
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,
соответствующие учебным целям;
 критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими
совместно;
 система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную
деятельность.
В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.
Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности.
Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное
музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для



оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой
о музыке;
 знакомство с дополнительной литературой о музыке;
 слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радиои телепередач и др.);
 выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в
рецензиях;
Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;

углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;

творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.
Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования
эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по
искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.
При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе
каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной
деятельности:
1.
Слушание музыки.
2.
Освоение и систематизация знаний.
3.
Вокально-хоровая работа.
4.
Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную
характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является
метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается
точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий,
определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только
объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность
исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.
Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную
учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)

1.

Слушание музыки
Критерии

Параметры
«3»
«4»
Музыкальная
При слушании ребенок К слушанию музыки
эмоциональност рассеян, невнимателен. проявляет не всегда
ь, активность, Не проявляет интереса к устойчивый интерес
участие
в музыке.
диалоге
Распознавание
музыкальных
жанров,
средств
музыкальной
выразительнос
ти, элементов
строения
музыкальной
речи,
музыкальных
форм

Суждения о музыке
односложны.
Распознавание
музыкальных жанров,
средств
музыкальной
выразительности,
элементов
строения
музыкальной
речи,
музыкальных
форм,
выполнены с помощью
учителя

Восприятие
музыкального образа на
уровне
переживания.
Распознавание
музыкальных жанров,
средств
музыкальной
выразительности,
элементов
строения
музыкальной
речи,
музыкальных форм
выполнены
самостоятельно, но с 1-2
наводящими вопросами

Узнавание
музыкального
произведения,
(музыкальная
викторина
–
устная
или
письменная)

Не более 50% ответов на
музыкальной викторине.
Ответы
обрывочные,
неполные, показывают
незнание автора или
названия произведения,
музыкального
жанра
произведения

80-60% правильных
ответов на
музыкальной. Ошибки
при определении
автора музыкального
произведения,
музыкального жанра

«5»
Любит,
понимает
музыку. Внимателен
и
активен
при
обсуждении
музыкальных
произведений.
Восприятие
музыкального образа
на
уровне
переживания. Распоз
навание
музыкальных
жанров,
средств
музыкальной
выразительности,
элементов строения
музыкальной речи,
музыкальных форм
Высказанное
суждение
обосновано.
100-90% правильных
ответов
на
музыкальной
викторине.
Правильное и полное
определение названия,
автора музыкального
произведения,
музыкального жанра

Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры

«3»
Учащийся слабо знает
основной материал. На
поставленные вопросы
отвечает
односложно,
только при помощи
учителя

Критерии
«4»
Учащийся
знает
основной материал и
отвечает
с 12
наводящими
вопросами

«5»
Знание
Учащийся
музыкальной
твердо
знает
литературы
основной
материал,
ознакомился с
дополнительной
литературой по
проблеме,
твердо
последовательно
и
исчерпывающе
отвечает
на
поставленные
вопросы
Задание
Знание
Задание выполнено на Задание
терминологии, выполнено менее чем 60-70%,
допущены выполнено на 90на 50%, допущены незначительные ошибки 100% без ошибок,
элементов
влияющих
на
ошибки, влияющие на
музыкальной
качество
качество работы
грамоты
2. Исполнение вокального репертуара
Критерии певческого развития
Параметры
«3»
«4»
«5»
Исполнение
Нечистое, фальшивое интонационнохудожеств
и енное
вокального
интонирование по всему ритмически
дикционно
точное исполнени
номера
диапазону
исполнение вокального е
номера
вокальног
о номера

Участие
во
внеклассных
мероприятиях и
концертах

художественное
исполнение вокального
номера на концерте
Содержание учебного предмета

Тема года: «В чем сила музыки?» (34ч)
Содержательная линия 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года «В чем сила музыки»).
Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки
как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние
на формирование человеческой личности.
В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной
картины
содружества
искусств,
программа 6 класса обращена главным образом
к
музыке,
ее
специфике,
воплощенной
в средствах
музыкальной
выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как
средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.
В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в
себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы,
отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия
на человека.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен,
вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.
Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно
возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются шестиклассниками,
как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.
Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом
учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и
учащихся, а также учеников друг с другом .Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним
учеником В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное
обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается
от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности
взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу,
осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального
ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах
музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы.

Виды музыкальной деятельности.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки
(восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её
взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и
сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение
(творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных
музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие).
Тема года: « В чем сила музыки?».
«Музыка души».
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества.
В чем сила музыки
Волшебная сила музыки
Музыка объединяет людей
Музыка объединяет людей
Урок – обобщение.
Единство музыкального произведения
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
О чем рассказывает музыкальный ритм?
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо
От адажио к престо
«Мелодия — душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Мир образов полифонической музыки.
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Какой бывает музыкальная фактура.

Урок- обобщение.
Тембры
музыкальные краски.
Соло и тутти
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
По законам красоты.
По законам красоты.
Обобщающий урок.

Календарно-тематическое планирование по музыке
6 классы.

№
урока

№ урока
Изучаемая тема
Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Кол-во часов
18

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

сроки

Тема уроков

Кол-во часов

Коррекционная работа

Мир образов вокальной и инструментальной музыки
1

сентябрь

Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.

1

Развитие восприятия музыки (слуховые
анализаторы).

2
3

сентябрь
сентябрь

Песня- романс. Мир чарующих звуков.
Два музыкальных посвящения.

1
1

4
5
6
7
8

сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

« Уноси моё сердце в звенящую даль…»
« Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
« Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Старинной песни мир. Песни Ф. Шуберта.

1
1
1
1
1

9
10
11
12
13

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь

Образы русской народной и духовной музыки.
Русская духовная музыка.
Духовный концерт.
Фрески Софии Киевской.
« Перезвоны» по прочтению В. Шукшина.

1
1
1
1
1

14
15

декабрь
декабрь

Образы духовной музыки Западной Европы..
«Небесное и земное в музыке Баха. Хорал.»

1
1

16

декабрь

« Образы скорби и печали…»

1

17

январь

Авторская песня прошлое и настоящее.

1

Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие музыкального словарного запаса
( терминология).
Развитие творческого воображения.
Развитие образного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие речи. Скороговорки, Попевки.
Развитие творческого воображения( 9
неделяассоциации).
Развитие речи и слухового восприятия.
Пальчиковая гимнастика.
Развитие слуховой и зрительной памяти.
Развитие мышления.
Развитие восприятия музыки( слуховые
анализаторы).
Развитие творческого воображения.
Развития творческого воображения(
ассоциации).
Расширение музыкального словарного
запаса
( термины).
Развитие творческого воображения(
ассоциации).

18

январь

Джаз-искусство 20 века». «Спиричуэл и блюз

Мир образов камерной и симфонической музыки.
19
январь
Вечные темы искусства и жизни»

1

. Развитие внимания и умение работать в
группах

1

20
21

февраль
февраль

«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»
«Ночной пейзаж. Ноктюрн .»

1
1

22
23

февраль
февраль

«Инструментальный концерт».
«Космический пейзаж». «Мозаика»

1
1

24

март

«Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»

1

Развитие творческого
воображения(ассоциации).
Игра на внимание.
Развитие внимания и умение работать в
группе.
Развитие слухового восприятия.
Расширение музыкально- словарного
запаса
( термины).
Развитие слухового восприятия.

25

март

«Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»

1

Развитие слуховой и зрительной памяти.

26

март

«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

1

27

апрель

«Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»

1

28
29

апрель
апрель

1
1

30

апрель

«Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
«Мир музыкального театра.
Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
«Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

31

май

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика

1

32

май

А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»

1

33

май

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.»

1

34

май

«Музыка в отечественном кино.

.1

Развитие восприятия музыки( слуховые
анализаторы).
Развитие творческого воображения(
ассоциации).
Развитие мышления.
Развитие восприятия музыки(слуховые
анализаторы).
Развитие восприятия музыки(
слуховые анализаторы).
Расширение музыкально- словарного
запаса( термины).
Развитие творческого воображения(
ассоциации).
Развитие творческого воображения(
ассоциации).
Пальчиковая гимнастика.

1

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные
—
развитие
музыкально-эстетического
чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к
музыке;
— совершенствование художественного
вкуса;

Метапредметные
— анализ собственной учебной деятельности
и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;

— проявление творческой инициативы и
самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
— овладение художественными умениями и — размышление о воздействии музыки на
навыками
в
процессе
продуктивной человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими
музыкально-творческой деятельности;
видами искусства;
— наличие определенного уровня развития
общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление,
творческое воображение;
— формирование навыков самостоятельной,
целенаправленной,содержательной
музыкально-учебной деятельности;

— использование разных источников
информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному
самообразованию;
— применение полученных знаний о музыке
как
виде
искусства
для
решения
разнообразных художественно-творческих
задач;
— сотрудничество в ходе решения — наличие аргументированной точки зрения
коллективных музыкально-творческих задач. в отношении музыкальных произведений,
различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры;

Предметные
— определение в прослушанном музыкальном
произведении его главных выразительных средств
— ритма, мелодии, гармонии, полифонических
приемов, фактуры, тембров, динамики;
— умение отразить понимание художественного
воздействия
музыкальных
средств
в
размышлениях о музыке (устно и письменно);
— проявление навыков вокально-хоровой
деятельности — исполнение одно-двухголосных
произведений с аккомпанементом, умение
исполнять более сложные ритмические рисунки
(синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

МУЗЫКА 7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету « Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития (далее -ЗПР) 6 -7 класса разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями), адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №149, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»; авторской
программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (М: Дрофа, 2011).
Объектами изучения в учебном процессе - являются музыкальные произведения в их жанровой и историко – культурной специфике. Постижение
произведений происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на
освоение навыков активного слушания музыки, анализа музыкального произведения, формирования навыков вокального пения, творческого
мышления, последовательно формирующихся на уроках музыки.
Цели обучения предмету музыки, на этапе основного общего образования, является личностное развитие обучающихся, через формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Изучение музыки направлено на решение задач:
формирование устойчивого интереса к музыке, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,
к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой
деятельности;
- освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших
произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в
синтетических видах творчества;
- развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на
элементарных музыкальных инструментах).
В процессе изучения предмета «Музыка» создаются условия для:
- развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
- развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности;

Календарно-тематическое планирование по музыке
7 классы.

№
урок
а

сроки

Тема урока

Особенности драматургии сценической музыки
1
сентябрь
«Классика и современность»

Коррекционная
работа

Кол-во часов

1

Развитие восприятия музыки.

2

сентябрь

«В музыкальном театре. Опера»

1

Развитие музыкально-словарного запаса.

3
4

сентябрь
сентябрь

«Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.»
«Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь»

1
1

Развитие образного мышления.
Развитие слуховой и зрительной памяти.

5

октябрь

«В музыкальном театре. Балет.

1

Расширение музыкального запаса. Термины.

6

октябрь

«Балет Б.Тищенко «Ярославна»

1

Развитие слухового внимания.

7

октябрь

«Героическая поэма в русской музыке.

1

Развитие слухового внимания.

8

октябрь

В музыкальном театре .Дж. Гершвин «Порги и Бесс».

1

Развитие восприятия музыки.

9
10

ноябрь
ноябрь

Опера Ж.Бизе «Кармен»
Новое прочтение оперы Бизе .Р.Щедрин «Кармен-сюита».

1
1

Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие слухового внимания.

11

ноябрь

Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда»

1

Развитие творческого воображения.

12

ноябрь

«Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю

1

Развитие слухового внимания

«Ревизская сказка»

13

декабрь

«Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

Развитие образного мышления.

14

декабрь

«Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю
«Ревизская сказка»

1

Развитие внимания и умения работать в
группах.

15

декабрь

«Музыканты - извечные маги. Полистилистика»

1

Развитие музыкального запаса. Термины.

16

декабрь

«Повторительно- обобщающий урок»

1

Развитие внимания и умения работать в
группах

17

январь

«Музыкальная драматургия -развитие музыки»

1

Развитие восприятии музыки( слуховые
анализаторы).

1

Развитие образного

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

январь

«Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и
«Светская» музыка»

мышления.
19

январь

«Камерная инструментальная музыка. Этюд»

1

Расширением музыкального запаса.

«Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке
«Кончерто гроссо»
«А .Шнитке «Сюита в старинном стиле»

1

Развитие слухового внимания.

1

Расширение музыкально-словарного запаса.

1

Развитие слухового внимания.

20

февраль

21

февраль

22

февраль

«Л.Бетховен «Соната № 8»
«Патетическая»)»

23

февраль

«С.Прокофьев «Соната № 2» -В.Моцарт «Соната № 11»

(

Расширение музыкально-словарного запаса.

24

март

«Симфоническая музыка»

1

Развитие слухового внимания.

25

март

«В.А.Моцарт «Симфония № 40»

1

Развитие восприятия музыки( слуховые
анализаторы)

26

март

«С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая»)

1

Развитие творческого воображения.

27

апрель

«Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная»)
В.Калинников «Симфония № 1»

1

Развитие слухового внимания.

28

апрель

«П.Чайковский «Симфония № 5»

1

Развитие слуховой и зрительной памяти.

29

апрель

Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская»)

1

Развитие творческого воображения.

30

апрель

«Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества»

1

Развитие музыкально-словарного запаса.
Термины.

31

май

«Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для
скрипки с оркестром»

1

Развитие творческого воображения.

32

май

Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

1

Развитие образного мышления.

33

май

Музыка народов мира. «Популярные хиты из мюзиклов и рокопер».

1

Развитие творческого мышления.

«Исследовательский проект»

2

34.
35

май

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам освоения программы «Музыка» 8 класс учащиеся должны:
знать/понимать:

знать специфику музыки как вида искусства;

знать основные жанры народной и профессиональной музыки;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; возможности музыкального

искусства в отражении вечных проблем жизни;




















знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

понимать особенности искусства различных эпох;

определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка
классическая, народная, религиозная, современная;

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
уметь:
аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных науроках в 5, 6, 7, 8 классах);
обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о
музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных
размышлений;
осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в
программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь
владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей; уметь:



эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид
искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые
содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы
допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.
Главная тема 8 класса ≪Традиция и современность в музыке≫ обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен.
Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся ≪вечные
темы≫ искусства — мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого
и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. .Современность трактуется в программе
двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность,
путем сравнения, установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды
или злободневных течений. Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у
обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности. В данной
программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка
раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения,
фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики,
литературоведения, музыкознания;
Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом
учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и
учащихся, а также учеников друг с другом .Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним
учеником В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное
обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается
от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности
взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу,
осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального

ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах
музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы.
Формы организации музыкально-творческой деятельности школьников.
Урок-сказка. Для такого урока необходимо разработать сюжетно - образную линию, которая может быть предложена учителем или создана
совместно с детьми в процессе урока.
Урок-прелюдия. Такой вид урока выполняет функцию настроя на восприятие, создание чувства ожидания.
Урок-размышления.
• творческий портрет, этот вид урока концентрирует содержание на творчестве одного композитора, исполнителя. Такое конструирование
содержания позволяет погрузиться в мир человека-творца, перенять его опыт из первых рук;
• творческая лаборатория, особенностью содержания этого вида являются способы практических действий, которые требуют неоднократного
повторения одних и тех же приемов, операций, работу с одним и тем же музыкальным материалом. • интегрированный, специфика этого
вида урока в рассмотрении содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными учебными дисциплинами. Задача
этого вида урока -вывести музыку за пределы ее предметной сферы, поэтому и цель такого урока шире предметной.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с
высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и
т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального
искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке
(оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях
(сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).

Тематическое планирование:
Музыка «старая» и «новая».
Настоящая музыка не бывает «старой».
Живая сила традиции.
Искусство начинается с мифа.
Искусство начинается с мифа.
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
«Благословляю вас, леса...»
Заключительный урок
Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль радость».
«Мелодией одной звучат печаль радость».

«Слезы людские, о слезы людские...».
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке
Два пушкинских образа в музыке
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джуль етта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещений.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.
Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты
Заключительный урок.
Философские образы XX века:
«Турангалила-симфония» О. Мессиана.
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка).
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка).
Диалог времен в музыке А. Шнитке.
«Любовь никогда не перестанет..
Подводим итоги.
Заключительный урок

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
8 КЛАСС

Тема года «Традиция и современность в музыке».
№

Тема

Час

1.

Музыка «старая» и
«новая».

1ч

2

Настоящая музыка не
бывает «старой».

1ч

Содержание

Метопредметные результаты

Первая четверть (9 ч)
1. Размышлять о значении
Главная тема года — «Традиция
музыкального искусства в жизни
и современность в музыке»; ее
современного человека
осмысление сквозь призму
2. Рассуждать о специфике
вечных тем. Три направления,
воплощения духовного опыта
три вечные темы, связанные с
человечества в музыкальном
фольклорно-мифологическими
искусстве.
источниками, религиозными
исканиями, проблемами
человеческих чувств и
взаимоотношениями. Понимание
«старой» и «новой» музыки с
точки зрения вечной
актуальности великих
музыкальных произведений для
всех времен и поколений.
Традиции и новаторство в
1. Осваивать отдельные образцы,
характерные черты
деятельности человека.
западноевропейской музыки разных
Относительность понятий
«старое» и «новое»
эпох.
применительно к искусству (на
2. Сравнивать по характерным припримере сравнения музыкальных знакам (интонации, мелодии,
произведений — пьесы X.
гармонии, ритму, форме) музыку
Родриго «Пастораль» и финала
отдельных композиторов прошлого
Концерта № 4 для гобоя с
и современности .
оркестром Л. А. Лебрена.
3. Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и изобразительного
искусства.
4. Сотрудничать со сверстниками в
процессе коллективного
обсуждения вопросов учебника.

Художественный материал
Музыкальный материал: А.
Островский, стихи О. Острового.
Песня остается с человеком .

Музыкальный материал:
Х. Родриго. Пастораль (слушание);
Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для
гобоя с оркестром. III часть.
Фрагмент (слушание);
Т. Хренников, стихи М.
Матусовского. Московские окна .

3

Живая сила традиции.

4

Искусство начинается
с мифа.

5

Мир сказочной
мифологии: опера Н.
Римского- Корсакова
«Снегурочка».

1ч

1ч

О традиции в музыке
Традиция как хранитель памяти
1. Рассуждать о роли и значении
и культуры человечества.
художественно-исторических
Летописи и предания
традиций в произведениях
«старинных» людей. Образ
искусства .
летописца Пимена в опере М.
2. Оценивать музыкальные
Мусоргского «Борис Годунов».
произведения с позиции красоты и
правды.
3. Воспринимать музыкальные
произведения с точки зрения
единства и средств выражения.
4. Наблюдать за развитием одного
образа в музыке.

Вечные темы в искусстве СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (6 ч)
Сказка и миф как вечные
1. Понимать роль мифологии в
источники искусства. Единение
сохранении и развитии общей
души человека с душой
культуры народов.
природы в легендах, мифах,
2. Воспринимать и выявлять
сказках.
внешние связи между музыкой и
окружающим миром природы.
3. Осваивать отдельные образцы
русской классической музыкальной
школы.
Сочетание реального и
1. Эмоционально воспринимать
вымышленного в опере Н.
мифопоэтическое творчество во
Римского-Корсакова
всем его многообразии.
«Снегурочка». Влияние
2. Воспринимать и оценивать
сказочно-мифологической темы
музыкальные произведения с точки
на музыкальный язык оперы.
зрения единства содержания и
средств выражения.
3. Понимать характерные
особенности музыкального языка.

Художественный материал:
Литература
А. Пушкин. Борис Годунов.
Фрагмент.
Ж и в о п и с ь И.
Билибин. Келья в Чудовом
монастыре. Эскиз декорации к
первой картине I действия оперы
М. Мусоргского «Борис Годунов».
Музыка
М. М. Мусоргский. Монолог
Пимена. Из оперы «Борис
Годунов». I действие (слушание);
Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш
школьная страна.
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Протяжная
песня Садко «Ой ты, темная
дубравушка». Из оперы «Садко»
(слушание);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова.
Песня о земной красоте .
Музыкальный материал: Н.
Римский-Корсаков. Сцена Весны с
птица- ми. Вступление к опере
«Снегурочка» (слушание); И.
Сохадзе, стихи Л. Фоменко.
Добрая фея.

6

7-8

Языческая Русь в
«Весне священной» И.
Стравинского.

«Благословляю вас,
леса...»

Особенности тем и образов в
музыке начала XX века.
Воплощение образа языческой
Руси в балете И. Стравинского
«Весна священная» (синтез
прошлого и настоящего, культ
танца как символа энергии
жизни, могучая стихия ритма).

2ч

К. Дебюсси. «Послеполуденный
отдых Фавна»: поэма радости,
света и языческой неги.
Утонченность выразительноизобразительных характеристик
музыкального образа
произведения. Романс П.
Чайковского на стихи А.
Толстого «Благословляю вас,
леса...» — гимн восторженного
единения человека и природы,
человека и всего человечества.

4. Осваивать стилевые черты
русской классической музыкальной
школы.
1. Исследовать разнообразие
музыки XX века.
2. Осознавать интонационнообразные, жанровые, стилевые
основы музыки XX века.
3. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
формы.
4. Осознавать и рассказывать о
влиянии музыки на человека.
5. Понимать характерные
особенности музыкального языка.
1. Эмоционально воспринимать
мифопоэтическое творчество во
всем его многообразии.
2. Осознавать интонационнообразные, жанровые, стилевые
особенности изучаемой музыки.
3. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
средств выражения.
4. Осознавать и рассказывать о
влиянии музыки на человека.
5. Понимать характерные
особенности музыкального языка.
6. Осваивать отдельные образцы,
характерные черты
западноевропейской музыки разных
эпох (стиль импрессионизма).
7. Понимать характерные черты
музыки П. Чайковского.

Музыкальный материал:
И. Стравинский. Весенние
гадания, Пляски щеголих. Из
балета «Весна священная»
(слушание);
Л. Квинт, стихи В. Кострова.
Здравствуй, мир .

Музыкальный материал: К.
Дебюсси. Послеполуденный отдых
фавна. Фрагмент (слушание); П.
Чайковский, стихи А. Толстого.
Благословляю вас, леса...
(слушание); В. Чернышев, стихи
Рождественского. Этот большой
мир. Из кинофильма «Москва —
Кассиопея» (пение); В. Ребиков,
стихи А. Пушкина. Румяной зарею
покрылся восток...

9

Заключительный урок.

1ч

10

Образы радости в
музыке.

1ч

1112

«Мелодией одной
звучат печаль
радость».

2ч

Вторая четверть (7 ч)
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (10 ч)
Воплощение эмоционального
1. Осознавать и рассказывать о
мира человека в музыке.
влиянии музыки на человека.
Многообразие светлых и
2. Выявлять возможности
радостных музыкальных образов. эмоционального воздействия
Безраздельная радость и веселье музыки на человека.
3. Осознавать интонационнов Хороводной песне Садко (из
оперы Н. Римского-Корсакова
образные, жанровые и стилевые
«Садко»).
особенности музыки.
1 час
1. Выявлять круг музыкальных
Изменчивость музыкальных
образов в произведениях крупных
настроений и образов —
форм.
характерная особенность
2. Воспринимать и сравнивать
музыкальных произведений.
особенности музыкального языка в
Сравнение характеров частей в
произведениях (частях
произведении крупной формы — произведения) разного смыслового
Концерта № 23 для фортепиано с и эмоционального содержания.
оркестром В. А. Моцарта.
3. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
гармонии) музыку отдельных
выдающихся композиторов (В. А.
Моцарта).
2-й час Одномоментность
1. Осознавать интонационносостояний радости и грусти в
образные, жанровые и стилевые
музыкальных произведениях
основы музыки.
2. Воспринимать и сравнивать
малой формы (на примере
разнообразные по смыслу
романса С. Рахманинова «Здесь
хорошо»). Особенности истории мелодико-гармонические интонации
при прослушивании музыкальных
создания романса, его
произведений.
содержания и средств
выразительности (лад, гармония, 3. Наблюдать за развитием одного
или нескольких образов в музыке.
диалог между вокальной и
4. Анализировать приемы
фортепианной партиями).
взаимодействия и развития одного
Выразительность воплощения

Музыкальный материал: Н.
Римский-Корсаков. Хороводная
песня Садко. Из оперы «Садко»
(слушание); В. А. Моцарт, русский
текст А. Мурина. Слава солнцу,
слава миру.
Музыкальный материал: В. А.
Моцарт. Концерт № 23 для
фортепиано с оркестром
(слушание);
Б. Окуджава. Песня о Моцарте.

Музыкальный материал:
С. Рахманинов, стихи Г. Галиной.
Здесь хорошо (слушание);
Д. Шостакович, стихи
Микеланджело Буонарроти.
Бессмертие. Из сюиты для баса и
фортепиано (слушание).

образов радости и скорби в
вокальной пьесе Д. Шостаковича
«Бессмертие».

13

«Слезы людские, о
слезы людские...».

1ч

Образы скорби и печали в
музыке, глубина их содержания.
Способность музыки грустного
характера приносить утешение
(на примере пьесы «Грезы» из
фортепианного цикла «Детские
пьесы» Р. Шумана).

14

Бессмертные звуки
«Лунной» сонаты.

1ч

Чувства одиночества,
неразделенной любви,
воплощенные в музыке
«Лунной» сонаты Л. Бетховена.
Понимание смысла метафоры
«Экология человеческой души».

или нескольких образов в
произведениях разных форм и
жанров.
5. Воспринимать и сравнивать
музыкальный язык в произведениях,
включающих многомерное
эмоциональное содержание.
6. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
гармонии, принципам развития)
музыку отдельных выдающихся
композиторов (С. Рахманинова, Д.
Шостаковича).
1. Осознавать и рассказывать о
влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности
эмоционального воздействия
музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные
произведения с позиции красоты и
правды.
4. Осознавать интонационнообразные основы музыки.
1. Осознавать и рассказывать о
влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности
эмоционального воздействия
музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные
произведения с позиции красоты и
правды.
4. Осознавать интонационнообразные основы музыки.
5. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
гармонии) музыку отдельных

Музыкальный материал: П.
Чайковский. Болезнь куклы. Из
«Детского альбома» (слушание);
Р. Шуман Грезы. Из
фортепианного цикла «Детские
сцены» (слушание);
В. Высоцкий. Братские могилы.

Музыкальный материал: Л.
Бетховен. Соната № 14 для
фортепиано. I часть (слушание); А.
Рыбников, стихи А.
Вознесенского. Я тебя никогда не
забуду. Из рок-оперы «Юнона и
Авось».

1516

Два пушкинских
образа в музыке

2ч

1 час
Сила искренности образа
Татьяны Лариной в опере П.
Чайковского «Евгений Онегин».
Воплощение психологического
портрета героини в Сцене
письма.

2-й час
Радостный порыв,
воодушевление в романсе
Пушкина — Глинки «В крови
горит огонь желанья...».
Сравнение двух пушкинских
образов, воплощенных в

выдающихся композиторов (Л.
Бетховен).
1. Оценивать музыкальные
произведения с позиции правды и
красоты.
2. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
формы.
3. Рассуждать о яркости и
контрастности образов в музыке.
4. Наблюдать за развитием и
сопоставлением образов на основе
сходства и различия музыкальных
тем.
5. Воспринимать особенности
интонационного и
драматургического развития в
произведениях сложных форм.
6. Сравнивать музыкальный язык в
произведениях (фрагментах
произведения) разного
эмоционального содержания.
7. Сотрудничать со сверстниками в
процессе коллективного
обсуждения проблемных вопросов:
отстаивать собственную точку
зрения; учитывать мнения
товарищей.
1. Выявлять возможности
эмоционального воздействия
музыки на человека.
2. Воспринимать и сравнивать
музыкальные образы в
произведениях разного смыслового
и эмоционального содержания.

Музыкальный материал: П.
Чайковский. Сцена письма. Из
оперы «Евгений Онегин».
Фрагмент (слушание); А.
Макаревич. Пока горит свеча.

Музыкальный материал: М.
Глинка, стихи А. Пушкина. В
крови го- рит огонь желанья...
(слушание); Н. Леви, стихи А.
Олицкого. В пушкинском парке.

произведениях Глинки и
Чайковского.

17

Трагедия любви в
музыке. П.
Чайковский. «Ромео и
Джуль етта».

1ч

Традиция в искусстве. Смысл
изречения Ф. Шатобриана:
«Счастье можно найти толь- ко
на исхоженных дорогах». Тема
нарушенного запрета в
произведениях искусства.
Воплощение коллизии в
увертюре-фантазии П.
Чайковского «Ромео и
Джульетта» (конфликт между
силой вековых законов и силой
любви). Реализация содержания
трагедии в сонатной форме. Роль
вступления и коды в
драматургии произведения.

18

Подвиг во имя
свободы. Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт»

1ч

Пафос революционной борьбы в
увертюре Л. Бетховена
«Эгмонт». Автобиографические
мотивы в этом произведении.
Сходство и отличия между

3. Понимать стилевые черты
русской классической музыкальной
школы.
1. Оценивать музыкальные
произведения с позиции красоты и
правды.
2. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
формы.
3. Выявлять круг музыкальных
образов в музыкальном
произведении.
4. Рассуждать о яркости и
контрастности образов в музыке.
5. Воспринимать особенности
интонационного и
драматургического развития в
произведениях сложных форм.
6. Исследовать многообразие форм
построения музыкальных
произведений (сонатная форма).
7. Понимать характерные
особенности музыкального языка. 8.
Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
гармонии, фактуре, динамике)
музыку отдельных выдающихся
композиторов (П. Чайковского).
1. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
формы.

Музыкальный материал: П.
Чайковский. Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта» (слушание);
Ю. Визбор. Ты у меня одна.

Музыкальный материал: Л.
Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
(слушание); В. Высоцкий. Песня о
друге. Из кинофильма
«Вертикаль» .

увертюрами П. Чайковского и Л.
Бетховена.

19

Мотивы пути и дороги
в русском искусстве.

1ч

Понятия путь и дорога. как
символы жизни и судьбы.
Переплетение мотивов вьюги,
метели, дороги как характерная
примета русского искусства.
Множественность смыслов
музыкального образа в пьесе
«Тройка» из оркестровой сюиты
Г. Свиридова «Метель».

2. Выявлять круг музыкальных
образов в различных музыкальных
произведениях.
3. Анализировать и сравнивать
приемы развития музыкальных
образов в произведениях
одинаковых жанров и форм.
5. Воспринимать особенности
интонационного и
драматургического развития в
произведениях сложных форм.
6. Исследовать многообразие форм
построения музыкальных
произведений (сонатная форма).
7. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
гармонии, ритму, динамике) музыку
отдельных выдающихся
композиторов (Л. Бетховена)
1. Выявлять и устанавливать
ассоциативные связи между
образами художественных
произведений и образами природы
(с учетом критериев,
представленных в учебнике).
2. Воспринимать и выявлять
внешние и внутренние связи между
музыкой, литературой и
изобразительным искусством (с
учетом критериев, представленных
в учебнике).
3. Исследовать значение литературы
и изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов.
4. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,

Музыкальный материал: Г.
Свиридов. Тройка. Из оркестровой
сюиты «Метель» (слушание); А.
Алябьев, стихи А. Пушкина.
Зимняя дорога; К. Кельми, стихи
А. Пушкиной. Замыкая круг

20

Колокольный звон на
Руси.

1ч

21

Рождественская
звезда.

1ч

Роль колокольного звона в жизни
русского человека. Колокольная
симфония старой Москвы в
описании М. Лермонтова.
Музыка утренних колоколов во
Вступлении к опере
«Хованщина» М. Мусоргского.
Праздничное многоголосие
колоколов в Сцене венчания
Бориса на царство (опера М.
Мусоргского «Борис Годунов»).
Радостный перезвон в
музыкальной поэме
«Колокола» С. Рахманинова.
Значение праздника Рождества в
христианской культуре. Тема
Рождества в искусстве (образы,
символы, атрибуты).

ладогармоническим особенностям)
музыку отдельных выдающихся
композит ров (Г. Свиридова).
5. Самостоятельно подбирать
музыкальные, литературные,
живописные произведения к
изучаемой теме.
6. Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
художественных произведений.
1. Выявлять возможности
эмоционального воздействия
колокольного звона.
2. Понимать характерные
особенности музыкального языка. 3.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и изобразительного
искусства.
4. Самостоятельно подбирать
сходные поэтические произведения
к изучаемой музыке.
1. Оценивать произведения
искусства с позиции красоты и
правды.
2. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
формы.
3. Эмоционально воспринимать
художественные образы различных
видов искусства.

Музыкальный материал: М.
Мусоргский. Рассвет на Москвереке. Вступление к опере
«Хованщина» (слушание); М.
Мусоргский. Пролог. Из оперы
«Борис Годунов». Фрагмент
(слушание); С. Рахманинов.
Колокола. № 1. Из поэмы для
солистов, хора и симфонического
оркестра. Фрагмент (слушание); С.
Филатов, стихи О. Хабарова.
Церквушки России (пение); Е.
Крылатов, стихи Ю. Энтина.
Колокола.
Художественный материал:
Литература
Б. Пастернак. Рождественская
звезда. Фрагмент; И. Шмелев. Лето
Господне. Фрагмент.
Живопись
Я. Тинторетто. Рождество;
Неизвестный мастер XV в.
Рождество; П. Веронезе.
Поклонение волхвов; С.
Боттичелли. Рождество; Я.
Брейгель Младший. Поклонение

4. Рассуждать о своеобразии
отечественной духовной музыки
прошлого.

22

От Рождества до
Крещений.

1ч

Рождественские праздники на
Руси: Святки. Обряд
колядования (на примере
фрагмента из повести Н. Гоголя
«Ночь перед Рождеством»).

1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных
видов искусства.
2. Рассуждать о своеобразии
отечественной светской
музыкальной культуры прошлого.
3. Понимать значение народного
творчества в сохранении и развитии
общей культуры народа.
4. Самостоятельно подбирать
сходные произведения искусства к
изучаемой теме.

23

«Светлый Праздник».
Православная музыка
сегодня.

1ч

Празднование Пасхи на Руси.
Содержание увертюры Н.
Римского-Корсакова «Светлый
праздник». Возрождение
традиций духовной музыки в
творчестве современных
композиторов (на примере
фрагмента хорового
произведения Р. Щедрина
«Запечатленный ангел»).

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии
общей культуры народа.
2. Рассуждать о своеобразии
отечественной православной
музыкальной культуры прошлого и
настоящего.
3. Самостоятельно подбирать
произведения искусства к
изучаемой теме с точки зрения
содержательного сходства.
4. Использовать ресурсы сети
Интернет для поиска
художественных произведений.

волхвов; Х. Б. Майно. Поклонение
волхвов; И. ГорюшкинСорокопудов. Зима. Ростовский
Кремль. М у з ы к а
А. Лядов. «Рождество Твое,
Христе Боже наш» (слушание).
Песенный репертуар: В. Филатова,
стихи П. Морозова. Под
Рождество.
Художественный материал: П о э з
и я В. Жуковский. Светлана.
Фрагмент. Н. Гоголь. Ночь перед
Рождеством. Фрагмент. Ж и в о п и
с ь Н. Кожин. Святочное гадание;
Н. Пимоненко. Святочное гадание;
К. Трутовский. Колядки в
Малороссии. М у з ы к а П.
Чайковский. Декабрь. Святки. Из
фортепианного цикла «Времена
года» (слушание). Песенный
репертуар: Небо ясне. Украинская
щедривка.
Музыкальный материал: Н.
Римский-Корсаков. Увертюра
«Светлый праздник». Фрагмент
(слушание); Запечатленный ангел.
№ 1. Фрагмент (слушание); М.
Парцаладзе. стихи Е. Черницкой.
Христос воскрес (пение);
Ц. Кюи, слова народные. Христос
воскрес. Из цикла «Двенадцать
детских песен».

24

Как мы понимаем
современность.

25

Вечные сюжеты

1ч

5. Творчески интерпретировать содержание изучаемой темы в
изобразительной деятельности.
СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (9 ч)
Трактовка понятия музыке.
1. Анализировать стилевое
Новые темы в искусстве начала
многообразие музыки XX века.
2. Воспринимать и оценивать
XX века. Выражение темы
музыкальные произведения с точки
промышленного пейзажа в
зрения единства содержания и
оркестровой пьесе А. Онеггера
средств выражения.
«Пасифик 231». Романтизация
3. Воспринимать и анализировать
индустриальной темы в
особенности языка в музыке XX
искусстве (на примере
века.
стихотворения М. Герасимова
4. Самостоятельно подбирать
«Песнь о железе»).
сходные музыкальные,
литературные и живописные
произведения к изучаемой теме.
5. Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
художественных произведений.
Воплощение вечных тем и
1. Анализировать стилевое
многообразие музыки XX века.
сюжетов в музыке XX века.
2. Понимать характерные
Балет А. Хачатуряна «Спартак»:
особенности музыкального языка.
содержание, некоторые
3. Воспринимать и сравнивать
особенности музыкальной
музыкальный язык в произведениях
драматургии и средств
раз- ного смыслового содержания.
музыкального выражения.
4. Самостоятельно подбирать
Музыкальный материал: А.
историко-литературные
Хачатурян. Смерть гладиатора;
произведения к изучаемой теме.
Адажио Спартака и Фригии. Из
балета «Спартак» (слушание); М. 5. Использовать образовательные
Дунаевский, стихи Ю.
ресурсы сети Интернет для поиска
Ряшинцева. Песня о дружбе. Из
художественных источников.
кинофильма «Три мушкетера».
6. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
гармонии, ритму) музыку

Художественный материал:
Поэзия
М. Герасимов. Песнь о железе.
Фрагменты.
Музыка
А. Онеггер. Пасифик 231.
Фрагмент (слушание); М. Глинка,
стихи Н. Кукольника. Попутная
песня

Музыкальный материал:
А. Хачатурян. Смерть гладиатора;
Адажио Спартака и Фригии. Из
балета «Спартак» (слушание); М.
Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.
Песня о дружбе. Из кинофильма
«Три мушкетера».

отдельных вы- дающихся
композиторов (А. Хачатуряна).

26

Заключительный урок.

27

Философские образы
XX века:
«Турангалиласимфония» О.
Мессиана.

28

Диалог Запада и
Востока в творчестве
отечественных
современных
композиторов

1ч
1ч

Четвертая четверть (8 ч)
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (продолжение)
Многоаспектность философских 1. Анализировать стилевое
выражений в творчестве О.
многообразие музыки XX века.
2. Выявлять круг музыкальных
Мессиана. Воплощение мира
образов в различных музыкальных
восточных цивилизаций в
произведениях (частях
«Турангалиле- симфонии»
музыкального произведения).
(полисемичность термина
турангалила, космические идеи и 3. Наблюдать за сопоставлением
контрастных музыкальных образов.
символы, специфика
4. Понимать характерные
музыкального языка).
особенности музыкального языка.
5. Воспринимать и сравнивать
музыкальный язык в произведениях
разного смыслового и содержания.
6. Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и живописи.
1. Анализировать стилевое
Взаимодействие культурных
многообразие музыки XX века.
традиций Запада и Востока в
2. Наблюдать за сопоставлением
современной музыке (на
образов на основе сходства и
примере балета Ц. Чжень-Гуаня
различия интонаций, музыкальных
«Течет речка»). Претворение в
тем.
балете китайской музыкальной
3. Понимать характерные
традиции (опора на
особенности музыкального языка. 4.
национальный фольклор,
Воспринимать и сравнивать
применение пентатоники,
музыкальный язык в
своеобразие инструментального
произведениях (частях
состава). Влияние творчества
русских композиторов на музыку произведения) разного смыслового
и эмоционального содержания.
балета «Течет речка»
5. Самостоятельно подбирать
(особенности музыкального
музыкальные, литературные,

Музыкальный материал: О.
Мессиан. Ликование звезд. V
часть; Сад сна любви. VI часть. Из
«Турангалилы- симфонии»
(слушание)

Музыкальный материал: Ц. ЧженьГуань. Вступление; Деревенский
танец; Танец придворных женщин;
Адажио Авей и Принца. Из балета
«Течет речка» (слушание).

развития и языка в передаче
чувств героев).

29

Новые области в
музыке XX века
(джазовая музыка).

Джаз: истоки возникновения,
условия бытования,
композиционно-стилистические
и исполнительские особенности.
Взаимодействие
афроамериканской джазовой
культуры и европейских
традиций в «Рапсодии в стиле
блюз» Дж. Гершвина.

30

Лирические страницы
советской музыки .

1ч

Мотивы памяти, грусти, любви в
музыке Второй симфонии А.
Эшпая. Соединение грозных и
нежно-поэтических образовсимволов в романсе С.
Слонимского «Я недаром
печальной слывут...»

31

Диалог времен в
музыке А. Шнитке.

1ч

Полистилистика в музыке А.
Шнитке: противопоставление и
связь образов прошло- го и
настоящего (на примере
фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо»
№ 1). Классические

живописные произведения к
изучаемой теме.
6. Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
художественных произведений.
1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных
выдающихся композиторов и
исполните- лей.
2. Высказывать собственное мнение
о художественной ценности джазовой музыки.
3. Самостоятельно исследовать
вопросы, связанные с историей,
исполнением джазовой музыки.
4. Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
информации к изучаемой теме.
1. Анализировать стилевое
многообразие музыки XX века.
2. Оценивать музыкальные
произведения с позиции правды и
красоты.
3. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и
формы.
4. Выявлять и сравнивать круг
музыкальных образов в различных
музыкальных произведениях.
1. Анализировать стилевое
многообразие музыки XX века.
2. Высказывать собственное
мнение о художественных
достоинствах отдельных
музыкальных стилей.

Музыкальный материал: Д.
Гершвин. Привет, Долли!
(слушание, участие в исполнении);
Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле
блюз для фортепиано,
джазбэнда и оркестра (слушание); А.
Лепин, стихи В. Коростылева.
Песенка о хорошем настроении.

Музыкальный материал: А.
Эшпай. Симфония № 2. II часть.
Фрагмент (слушание); С.
Слонимский, стихи А. Ахматовой.
Я недаром печальной слыву... Из
вокального цикла «Шесть
стихотворений Анны Ахматовой»
(слушание); И. С. Бах, русский
текст К. Алемасовой. Желанный
час.
Музыкальный материал:
А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из
«Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух
скрипок, клавесина,
препарированного фортепиано и
струнного оркестра (слушание).

реминисценции в современной
музыке: их идеи, смыслы,
образы.

32

«Любовь никогда не
перестанет..

33

Подводим итоги.

34

Заключительный урок.

1ч

Возрождение в современной
музыке культурно-музыкальных
традиций, воплощающих образ
святой Руси. Понимание смысла
слов апостола Павла: «Любовь
никогда не перестанет» (любовь
как выражение милосердия,
созидания, святости).
Воплощение идеи «любви
святой» в музыке Г. Свиридова.

Итоговое обсуждение
содержания темы года
«Традиция и современность в
музыке». Претворение в музыке
вечных проблем, связанных с
мифопоэтическими
представлениями, миром
человеческих чувств,
духовно-музыкальной
традицией.

1ч

3. Ориентироваться в основных
жанрах западноевропейских и
отечественных композиторов (с
учетом требований учебника).
4. Самостоятельно исследовать
художественные явления и факты
в музыке XX века (с учетом
критериев, представленных в
учебнике).
1. Анализировать стилевое
многообразие музыки XX века.
2. Рассуждать о своеобразии
духовной и светской музыкальной
культуры прошлого и настоящего (с
учетом критериев, представленных
в учебнике).
3. Узнавать по характерным
признакам (интонации, мелодии,
ладогармоническим особенностям)
музыку отдельных выдающихся
композиторов (Г. Свиридова.)
1. Осознавать значение
музыкального искусства в жизни
современного человека.
2. Рассуждать о специфике
воплощения духовного опыта
человечества в музыкальном
искусстве.
3. Сотрудничать со сверстниками в
процессе обсуждения проблемных
вопросов учебника (отстаивать
собственную точку зрения,
учитывать мнения товарищей).

Музыкальный материал: Г.
Свиридов. Любовь святая. Из
цикла «Три хора из музыки к
трагедии А. К. Толстого «Царь
Федор Иоаннович» (слушание); Ю.
Чичков, стихи Ю. Разумовского.
Россия, Россия.

Музыкальный материал: А.
Флярковский, стихи А. Дидурова.
Прощальный вальс (пение); И.
Грибулина. Прощальная.
Обработка Ю. Алиева.


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».