Положение о специальных условиях обучения для обучающихся с ОВЗ и инв

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 149
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 5____
от «29» декабря 2021г.

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 149
__________________О.А. Добычина
Приказ № 306 от «30» декабря 2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о предоставлении обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью
специальных условий для получения образования
в МБОУ СОШ № 149 г. Екатеринбурга

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение определяет специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, а
также порядок из предоставления в МБОУ СОШ №149 г. Екатеринбурга (далее – Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми
актами:
 Конвенция ООН о правах ребенка;
 Декларация ООН о правах инвалидов;
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014





















№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015
№ 1309 «Об отверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013
№ 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013
№ 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи
лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам»;.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020
№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 10.08.2021
№ Р-183 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психологопедагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным
представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои
семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019
№ Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020
№ Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования
психологических служб в общеобразовательных организациях»;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н
«Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по
основным общеобразовательным программам на дому»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,


















содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
Закон Свердловской области от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»;
Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 148-ОЗ «О социальной защите
инвалидов в Свердловской области»;
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об
утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025
года»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2020 № 270-ПП «Об
утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение
бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные
общеобразовательные программы на дому»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 13.08.2021 № 805-Д «Об утверждении Порядка получения общего образования
лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных
на территории Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 14.12.2021 № 1187-Д «Об утверждении Положения о центральной и
территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях Свердловской
области».
Устав МБОУ СОШ № 149 г. Екатеринбурга и ее локальными нормативными актами.

1.3. Учреждение организует и предоставляет специальные условия обучающимся с ОВЗ,
инвалидностью в целях получения ими без дискриминации качественного образования в
соответствии с законодательством Российской Федерации на основе созданной
образовательной среды, специальных педагогических подходов, а также наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения.
1.4. Предоставление обучающимся с ОВЗ, инвалидностью специальных условий
осуществляется Учреждением бесплатно.
 Финансирование расходов на организацию специальных условий осуществляется в
пределах норматива финансовых затрат на оказание государственной услуги по
предоставлению специальных условий образования обучающимся с ограниченными

возможностями здоровья, осваивающими программы дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования.

2.
2.1.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с

ОВЗ, инвалидностью понимаются условия, способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию
обучающихся с ОВЗ, инвалидностью, включающие в себя:



использование

адаптированных

образовательных

программ

и

методов

обучения и воспитания;



использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических

материалов;



использование специальных технических средств обучения коллективного и

индивидуального пользования;



предоставление услуг ассистента (помощника), тьютора оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь;



проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;



обеспечение беспрепятственного доступа в помещения Учреждения;



другие

условия, без которых невозможно или затруднено

освоение

образовательных программ обучающимися с ОВЗ, инвалидностью, в том числе обучение в
классах (группах) с малой наполняемостью.
2.2.

Специальные

образовательные

условия

для

получения

образования

конкретным обучающимся Учреждения, имеющим ограниченные возможности здоровья и
(или) инвалидность, определяются в заключении территориальной психолого-медикопедагогической комиссии города Екатеринбурга (далее ПМПК) и (или) в индивидуальной
программе реабилитации (абилитации) инвалида (далее ИПР/ИПРА).
2.3.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных

категорий, поскольку задаются спецификой нарушений развития, а также социальной
ситуацией развития, определяют логику построения учебного процесса, находят свое
отражение в структуре и содержания образования.
2.4. Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет содержание
всех уровней общего образования, а также условия организации обучения обучающихся
лиц с ОВЗ, а для обучающихся, имеющих статус инвалид, содержание образования
определяется также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
(абилитации) инвалида (далее ИПР/ИПРА).

2.5. Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) – проект системы
комплексного

психолого-педагогического

ОВЗ/инвалидностью

с

учетом

его

сопровождения

индивидуальных

обучающегося

возможностей

и

с

особых

образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм
организации обучения, психолого- педагогической и специальной поддержки.

3. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
ИНВАЛИДНОСТЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Основанием для предоставления специальных условий являются следующие
документы, хранящиеся в «Личном деле» обучающегося:



заявление

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних обучающихся на реализацию, которое представляется в письменной
форме директору Учреждения;



подлинник заключения ПМПК г. Екатеринбурга с рекомендациями по

созданию специальных условий для получения образования;



копия индивидуальной программы реабилитации (абилитации) ребенка-

инвалида (далее ИПР/ИПРА) и справки, выдаваемые федеральными государственными
учреждениями

медико-социальной

экспертизы

(для

обучающегося,

имеющего

инвалидность).



согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое

сопровождение.
3.2. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается с целью максимальной
индивидуализации и конкретизации направлений и задач деятельности педагогического
коллектива Учреждения по созданию специальных образовательных условий с учетом
индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей
обучающегося с ОВЗ/инвалидностью (в соответствии со ст.17, 34, 79 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ) в срок не более 3 недель с момента
предоставления в образовательную организацию документов, указанных в пп.3.1. (с
учетом необходимости диагностических мероприятий, периода адаптации, обсуждения
направлений и форм реализации ИОМ на заседании психолого-педагогического
консилиума образовательной организации (далее – ППк Учреждения).
3.3. Мероприятия в рамках ИОМ реализуются в процессе всего срока обучения ребенка с
ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации. Содержание и формы мероприятий

корректируются в зависимости от индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающегося, возрастных и индивидуальных особенностей развития, динамики освоения
им Адаптированной основной общеобразовательной программы, развития, социальной
адаптации.
3.4. В целях корректировки созданных специальных условий для получения образования
обучающимися с ОВЗ, инвалидностью в Учреждении проводится мониторинг учебного
процесса.
3.5. Сроки проведения мониторинга эффективности реализации ИОМ, внесения изменений
и дополнений в ИОМ отдельных обучающихся определяются решением ППк Учреждения.
3.6. При необходимости в изменении образовательного маршрута обучающийся с ОВЗ,
имеющий инвалидность, направляется на ПМПК города Екатеринбурга для проведения
мониторинга учета рекомендаций комиссии (подтверждение, уточнение, изменение ранее
выданных комиссией рекомендаций).
3.7. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением ППк
Учреждения

о

необходимости

прохождения

обследования

на

ПМПК

города

Екатеринбурга, родители выражают свое мнение в письменной форме, а обучение и
воспитание ребенка осуществляют по образовательной программе, которая реализуется в
образовательной

организации

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом.

4. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ОБУЧАЮЩИМСЯ,
НУЖДАЮЩИМСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1.

За хранение и ведение документов, отражающих реализацию индивидуальных

образовательных маршрутов в рамках адаптированных основных общеобразовательных
программ для обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, назначается
ответственное лицо из числа педагогических работников (социального педагога или
сотрудника службы психолого-педагогического сопровождения), а также консолидируется
в едином информационном пространстве.
4.2.

Ответственное лицо ведет банк данных — список детей с ОВЗ, детей -

инвалидов по единой форме.
4.3.

Документы обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью хранятся отдельно в

специально созданных папках независимо от личных дел обучающихся.

4.3.1.

Содержание папок обучающихся с ОВЗ определяется едиными требованиями:



документы детей ОВЗ разложены по индивидуальным папкам;



персональные документы с ОВЗ/ребенка-инвалида хранятся в отдельном файле

в соответствии с перечнем:



копия

заявления

родителей

(законных представителей) на

предоставление специальных условий для обучения,



копия свидетельства о рождении,



копия заключения ПМПК г. Екатеринбурга



копия справки МСЭ об инвалидности,



копия ИПР/ИПРА

4.4.

Ответственность за учет обучающихся с ОВЗ/детей-инвалидов несет

сотрудник, ответственный за комплектование.
4.5.

Ответственность за контроль над ведением документации специалистов, в

соответствии с настоящим Положением, несет заместитель директора по УД/руководитель
СППС.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в локальный
акт вносятся изменения в установленном порядке.

Мнение Совета родителей
при принятии локального нормативного акта учтено


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».