Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 149
Принято
Утверждаю:
на педагогическом совете
Директор МБОУ СОШ № 149
Протокол № 8
__________________О.А. Добычина
от «09» января 2021г.
Приказ № 3/2 от «09» января 2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об открытии и функционировании классов,
реализующих адаптированные основные образовательные программы
для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
1.
Общие положения
1.1 Настоящее Положение об открытии и функционировании классов, реализующих
адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования в МБОУ СОШ №149 г. Екатеринбурга (далее - Положение)
регулирует деятельность классов, создаваемых в ОУ в установленном порядке для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.2 Образование обучающихся с ОВЗ, в том числе детей с задержкой психического
развития, может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах в соответствии с ч. 4 ст. 79 ФЗ-273.
1.3 Классы, реализующие АООП, в МБОУ СОШ № 149 г. Екатеринбурга (далее
Учреждение) являются формой инклюзивного образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.4 Настоящее Положение о классах, реализующих АООП для детей с задержкой
психического развития, разработано на основании следующих нормативно - правовых актов:
– Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
– Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
–
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
–
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
–
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного основного общего образования»;
–
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом
Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309;
–
Приказа Министерства Просвещения РФ от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
–
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены
постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
–
Устава МБОУ СОШ №149 г. Екатеринбурга;
–
нормативно-правовой базы федерального, регионального, муниципального уровней по
вопросам образования детей с ОВЗ.
1.5 Целью организации классов, реализующих АООП (далее – классы АООП), является
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервнопсихологического здоровья.
1.6 Система работы в классах АООП с задержкой психического развития, направлена на
обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции
отклонений в их развитии средствами образования, а также социально-психологической
реабилитации для последующей интеграции в общество, формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ.
1.7 Основной задачей обучения детей в классах АООП с задержкой психического развития
является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
–
активизацию познавательной деятельности учащихся;
–
повышение уровня их умственного развития;
–
нормализацию учебной деятельности;
–
коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
–
охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
–
социально-трудовую адаптацию.
1.8 Деятельность классов АООП строится в соответствии с принципами гуманизации,
свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы
образования.
1.9 Школа обеспечивает обучающимся в классах АООП условия для воспитания,
обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.
1.10 Школа несет ответственность за жизнь обучающихся в классах АООП с задержкой
психического развития во время образовательного процесса, реализацию конституционного
права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного
образовательного стандарта.
2. Особенности организации образовательного процесса
в коррекционных классах
2.1 Классы АООП с задержкой психического развития открываются в Учреждении по
согласованию с Учредителем.
2.2 Классы АООП открываются на ступени начального общего образования и могут
функционировать до 9 класса включительно.
2.3 В классы АООП для детей с задержкой психического развития принимаются дети с
задержкой психического развития на основании заключения ПМПК.
2.4 Зачисление в указанные классы проводится только с согласия родителей (законных
представителей) на основании их заявления.
2.5 Наполняемость
классов
АООП
с
задержкой
психического
развития
в
общеобразовательных учреждениях — не более 12 человек (или не более 3 обучающихся с
ЗПР в классе в условиях инклюзии).
2.6 Организация образовательного процесса в классах АООП осуществляется в
соответствии с Уставом, учебным планом, годовым графиком и режимом работы,
разработанными общеобразовательным учреждением самостоятельно.
2.7 Образовательный процесс для обучающихся классов АООП осуществляется в первую
смену по режиму продленного дня с организацией двухразового горячего питания,
необходимых оздоровительных мероприятий, с учетом физического и психического здоровья
детей.
2.8 Обучение в классе АООП осуществляется в соответствии с программами,
разработанными на базе адаптированных основных общеобразовательных программ с учетом
психофизических особенностей и возможностей обучающихся, нормативный срок освоения
которых:
1 ступень — начальное общее образование:
4 года для программы НОО для детей с ЗПР с индексом 7.1;
5 лет программы НОО для детей с ЗПР с индексом 7.2.
2 ступень — основное общее образования — 5 лет.
2.9 Содержание общего образования и условия организации обучения определяются ФГОС
обучающихся с ОВЗ.
2.10 Учреждение
самостоятельно
разрабатывает
адаптированные
основные
образовательные программы (АООП) на основе примерных АООП, с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
2.11 АООП реализуется на основе специально разработанных учебных планов, которые
обеспечивают
освоение
образовательной
программы
с
учетом
особенностей
и
образовательных потребностей обучающихся классов АООП.
2.12 Обучение в классах АООП для детей с задержкой психического развития организуется
по
учебникам,
утвержденным
федеральным
перечнем
учебников,
допущенных
к
использованию при реализации основных общеобразовательных программ начального
общего образования и основного общего образования.
2.13 Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
2.14 Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
2.15 Внеурочная деятельность состоит из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей учащихся с ОВЗ, которая в сумме составляет не более 10 часов
в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию
обязательных занятий коррекционной направленности, остальное - на развивающую область
с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
2.16 Коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителями на всех уроках,
внеклассных и других мероприятиях и должно обеспечивать усвоение учебного материала в
соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования для детей с ОВЗ.
2.17 Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
2.18 Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся с задержкой
психического развития осуществляется на специально организованных индивидуальных и
групповых логопедических занятий закрепленным за этим классом учителем-логопедом.
2.19 Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 30 минут.
2.20 При реализации образовательных программ могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
2.21 Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в классах
АООП обеспечивается деятельностью школьного психолого-педагогического консилиума
(далее ШППК).
2.22 Педагоги
проводят
систематическое
наблюдение
за
динамикой
развития
обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей, определения
направлений коррекционно-развивающей работы, фиксируют текущие и этапные результаты
адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования
навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ.
2.23 При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по
решению психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПК) и по заявлению
родителей (законных представителей) обучающиеся классов АООП для детей с задержкой
психического развития, могут быть переведены в классы общеобразовательного учреждения
для обучения по основным образовательным программам.
2.24 При отсутствии положительной динамики развития в условиях коррекционноразвивающего обучения в течение учебного года обучающиеся в установленном порядке
направляются на ПМПК для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
2.25 Медицинское обеспечение в классах АООП осуществляют штатные медицинские
работники, которые совместно с администрацией отвечают за охрану здоровья обучающихся
и
укрепление
их
психофизического
состояния,
диспансеризацию,
проведение
профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режима.
3. Участники образовательного процесса
3.1 Участниками коррекционно-образовательного процесса являются администрация
Учреждения, педагогические работники (учителя, учитель-дефектолог, педагог-психолог,
учитель-логопед,
социальный
педагог),
иные
педагогические
работники,
дети
с
ограниченными возможностями здоровья и их законные представители.
3.2 Директор общеобразовательной организации:
обеспечивает создание необходимых условий для функционирования классов АООП;
осуществляет приём обучающихся в классы АООП;
осуществляет контроль за деятельностью педагогов и заместителя директора по
организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в классах АООП
Учреждения.
3.3 Руководство деятельностью классов АООП осуществляет заместитель директора по
УД, курирующий данное направление в школе, который:
организует работу школьного психолого-педагогического консилиума (далее ППк);
оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и иным
педагогическим работникам в определении направлений и планировании работы классов
АООП;
обеспечивает разработку адаптированных основных образовательных программ;
осуществляет контроль за работой классов АООП;
осуществляет контроль за разработкой и реализацией коррекционно-развивающей
программы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов в
зависимости от вида класса;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования классов АООП;
анализирует результаты функционирования классов АООП;
несет ответственность за комплектование и функционирование классов АООП.
3.4 Методическую помощь педагогам, работающим в классах АООП, оказывает школьный
психолого-педагогический консилиум.
3.5 Педагогические
работники
должны
иметь
соответствующую
подготовку.
Квалификационные требования определяются квалификационными характеристиками,
утвержденными в порядке, установленном законодательством.
3.6 Права и обязанности педагогических и иных работников Учреждения, работающих в
классах АООП, определяются актами законодательства Российской Федерации, Уставом
Учреждения,
настоящим
разработанными
и
Положением,
утвержденными
а
также
директором
должностными
Учреждения
инструкциями,
на
основании
квалификационных характеристик.
3.7 Оплата труда педагогических работников, работающих в классах АООП, производится
в соответствии с действующими нормативами.
3.8 Права и обязанности учащихся и их родителей (законных представителей)
определяются законодательством Российской Федерации, Свердловской области и Уставом
Учреждения.
Мнение Совета родителей
при принятии локального нормативного акта учтено